Уже не первый год Институт проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН занимается изучением микробных ресурсов Кольского Заполярья. Совсем недавно копилка достижений Института пополнилась новыми видами цианобактерий, которые могут использоваться в биотехнологических целях.

— В нашем институте есть коллекция живых микроорганизмов арктического региона, сюда входят микроскопические грибы, бактерии, водоросли. Мы изучаем микробы загрязненных и чистых территорий, например, в заповедниках, заказниках. Это Пасвик, Рыбачий, Сейдяввр. На техногенных территориях возле комбината «Печенганикель» мы обнаружили цианобактерии, которые могут обладать большим биотехнологическим потенциалом, поскольку являются устойчивыми к тяжелым металлам, - рассказала «Опентаун» научный сотрудник Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН Регина Шалыгина.

Цианобактерии, или как раньше их называли сине-зелёные водоросли, очень сложно поддаются изучению. Их едва ли можно рассмотреть под микроскопом, и потому необходим молекулярно-генетический анализ. Как рассказала Регина Шалыгина, типовый вид этой бактерии также был встречен на острове Гавайи. Есть предположение, что из Тихого океана на Кольский полуостров этот вид цианобактерии перенесли птицы.

— Это не первая наша работа в сфере изучения цианобактерий в Заполярье. В 2017 году мы опубликовали в научном американском журнале статью, где описали новый род ционабактерий, найденных вблизи Апатитов. За схожесть с бусинами жемчуга мы её назвали Цианомаргарита.

Статья о двух новых видах цианобактерий рода Stenomitos опубликована в журнале Phytotaxa.

Напомним, в 2020 году Кольский научный центр РАН отмечает 90 лет со дня своего основания.

Фото: Регина Шалыгина