Когда-то детьми, мы бегали на плавпричалы Мурманского морского вокзала, гуляли, назначали свидания, мешали рыбакам ловить рыбу. Теперь туда нельзя - водоохранная зона, пограничная территория, вопросы безопасности.  А если в тебе живет Море и хочется "вдыхать соленый ветер"? Оказывается, в современном мире очень легко стать моряком. А не просто потребителем круизно-лайнерных услуг. Об этом нам рассказал экипаж яхты "Мария", что швартовался в Мурманске несколько дней подряд.

Даже если вы живете не в морском городе, и вокруг вас горы и ледники, стать покорителем морей не проблема. Во-первых, можно запроситься на шхуну "Штандарт"  в качестве члена экипажа. Говорят, двух недель достаточно для того, чтобы выучить, где находится грот-мачта, где бизань и что такое "ванты". Но на этой шхуне придется поработать руками - и самим распускать паруса и сворачивать. 

Можно облегчить себе отдых и попроситься на любую яхту в качестве матроса. Современные яхты оснащены лебедками, вспомогательным оборудованием, электроникой. Для этого нужно посерфить в интернете и влиться в интернет-яхт-тусовку. Хождение под парусами в качестве члена экипажа - развлечение не очень дорогое и относительно безопасное. Например, яхта "Мария" сконструирована таким образом, что она  никогда не перевернется. Оснащена внутренним обогревом, качающейся плитой в случае необходимости приготовить еду во время шторма. 

- Пройдя один раз под парусами, я захотел сам учиться на яхтенного капитана. Но в России есть только курсы при ГИМС, которые не дают возможность управлять яхтой за границей. Поэтому я выбрал школу IYT - у них есть представительство в России и уже отучился на шкипера дневного плавания. Но с этим документом я не могу управлять яхтой в России, все равно надо получать сертификат ГИМС, - рассказывает свою историю Алексей Шляхов, матрос, член экипажа "Мария". 

Кстати, "Мария" оказалась в Мурманском порту не случайно. Инициатор и генеральный продюсер проекта Станислав Корякин прошел на этой яхте разведывательный яхтенный поход, который стартовал 5 июля в северной столице - Санкт-Петербурге. За весь переход участник преодолеют около 3000 морских миль через Шлиссельбург, Беломорканал, Архангельск, Мурманск, Нарьян-Мар, Соловки, Петрозаводск для оценки маршрута будущей Большой Арктической регаты.  Путь рассчитан на маломерные суда и проложен с учетом экспертизы возможных стоянок, оценки погодных и организационных условий, обеспечения безопасности.

На пути уже выявлена одна, самая главная проблема - отсутствие на севере необходимой инфраструктуры - причалов (в Териберке пришлось швартоваться вторым бортом к кораблям и выходить на берег через выловленную рыбу), заправочных комплексов, агентов по снабжению и т.д. 

«Большая Арктическая Регата» – уникальный проект, объединяющий гонки на яхтах, научно-исследовательскую экспедицию, культурно-деловые события и путешествия. В числе ключевых задач – развитие индустрии отдыха на воде и социально-экономическое развитие прибрежных зон, продвижение арктических территорий России, развитие маломерного флота и водного туризма по Северному морскому пути. Кроме того, в рамках ежегодной регаты будут проводиться научные исследования, в том числе оценка климатических изменений в Арктике и экологический мониторинг.

На этой яхте по северным морям в экипаже ходят даже две девушки - не боятся ни ветров, ни морозов, а по секрету нам рассказали, что одна дама вообще в одиночку ходит по северному морскому пути. Вот такие они, морские волчицы! Экипаж похвастался подводным дроном, с помощью которого можно изучать состояние днищ кораблей, причальных стенок и даже находить клады под водой. Рассказал, что на яхтах планируется выделить место для исследователей, помечтал о возможности участвовать в этой регате иностранных экипажей (спойлер: это невозможно из-за сложного пограничного законодательства) и запросил у Вселенной хороших спонсоров под это благое дело. Ну а что - сторона у нас не дальняя, хоть и суровая, Европа рядом, яхты дойдут быстро - все, что нужно для развития есть. Осталось только желание властей регионов развивать эту инфраструктуру, спонсоров вкладывать деньги и тех, кто бредит о море - начать исполнять свои мечты.