Год назад, 5 мая 2019 года, в Шереметьево сгорел «Суперджет» компании «Аэрофлот», летевший в Мурманск. Погиб 41 человек, в том числе и 26 жителей Мурманской области. В годовщину трагедии вспоминают тех, кто не долетел до кольской земли. А те, кто выжил, живут с тяжким грузом.

В середине апреля СКР России объявил, что расследование уголовного дела по ЧП в «Шереметьево» завершено. Обвинение еще 2 октября 2019 года предъявили командиру воздушного судна Денису Евдокимову, при этом второй пилот был признан потерпевшим. Евдоким может лишиться свободы на семь лет, если его вина будет доказана — материалы дела с утвержденным обвинением уже направленны в суд. Однако сам он твердо стоит на своем: все случилось не из-за человеческого фактора.

Версия самого командира — в «Суперджет» попала молния, которая вывела его из строя. Напомним, что почти через пять минут после взлета оборудование «Суперджета» повело себя странно, и экипаж принял решение садить борт. Посадка была жесткой и привела к возгоранию.

- Обвинение моему мужу предъявили безосновательно, потому что на тот момент не было результатов экспертиз, не было расшифровок «черного ящика» (а данные «черного ящика» подтверждают, что перед касанием самолета полосы, командир боролся с вышедшей из строя техникой), а так же окончательного отчета МАК, - рассказывает жена командира Оксана Евдокимова.

По убеждению четы Евдокимовых, в расследовании много белых пятен, например, не изучено, как повел себя самолет после мощного попадания молнии и был ли он вообще готов к такому. Да, перед вылетом борт был исправен, но в полете обнаружились проблемы.

- Несмотря на то, что смерть пассажиров наступила от термических ожогов и отравления угарным газом, а не от грубой посадки самолета, никто даже не упоминает на соответствие самолета нормам летной годности и по другим важным аспектам безопасности полетов, таким как пожаростойкость самолета, аварийное покидание самолета. Это тоже необходимо исследовать, - делится своим мнением Оксана Евдокимова. - В соответствии с требованиями ИКАО, расследование должно проводиться по всем направлениям: машина, человек, условия, среда. В катастрофе SSJ-100 не исследована ни машина, ни условия, ни среда. И если рассмотреть все версии, то станет очевидно, что причинно-следственной связи между действиями пилота и гибелью людей нет.

Семья Евдокимовых тяжело переживает то, что произошло 5 мая в «Шереметьево». Денис постоянно возвращается к событиям того воскресенья, каждый день думает о погибших. Не сломаться ему помогает семья и коллеги.

- Если говорить об отношении «Аэрофлота» к мужу, то могу сказать одно – они, как специалисты в области авиации, понимают, что пилот – это последнее звено в цепочке обстоятельств и условий, которые формировали эту авиакатастрофу, поэтому поддерживают своего сотрудника, который стал участником этих трагических событий. Сразу же предоставили адвоката, который занимается защитой интересов мужа, при этом расходы за его услуги авиакомпания взяла на себя, - сообщает его жена. - Никакой психологической помощи Денису никто не оказывал, кроме семьи, близких и друзей. Только семья Евдокимовых, которая знает все тяготы летной профессии, помогла справиться со стрессом, который еще до сих пор до конца не прошел (в семье Александра Николаевича Евдокимова – генерал-майора авиации ФСБ, заслуженного военного летчика СССР. - прим.ред.)

Денис Евдокимов по настоянию врачей проходил реабилитацию. Его семья говорит, что трагедия в «Шереметьево» навсегда изменила их жизнь, и они сопереживают со всеми, кто не дождался своих любимых и родных.

- Хочу, чтобы все знали, что мой муж до конца исполнил свой профессиональный долг с риском для жизни, как настоящий офицер, как участник боевых действий. В невероятных условиях он смог справиться с нарастающими отказами воздушного судна, исключительно благодаря своему опыту пилотирования смог посадить неуправляемую машину. Спас 33 пассажира и 3 членов экипажа. Погибнуть могли все. Он всегда добросовестно служил, служит и будет служить авиации. И место службы для него не имеет значение – закрытое ведомство или гражданская авиакомпания, - продолжает Оксана Евдокимова.