Пассажиры вчерашнего  рейса SU6343  авиакомпании «Россия» из Санкт-Петербурга в Мурманск не на шутку перепугались из-за двух незапланированных разворотов в пути. Пилоты просто сработали по инструкции и приняли стандартные меры предосторожности, т.к. опасаться было чего.

Официально представители авиакомпании, как водится, зачем-то пытаются замолчать инцидент, практически ничего не сообщая журналистам, но от сервиса Flightradar, который  отслеживает  полёты онлайн, ничего не утаишь. По данным трекинга, через некоторое время после выхода Аэробуса на эшелон, над Ладожским озером пилоты предприняли экстренное снижение до трёх километров, а затем развернулись обратно в СПБ и продолжили полёт с сохранением этой высоты. Однако через 10-15 минут совершён повторный разворот в сторону Мурманска с последующим набором высоты. Самолёт приземлился в городе-герое с опозданием в 15 от расписания. Похоже на стандартные действия экипажа при разгерметизации.

Одна из пассажирок устроила панику в соцсетях, дескать, во время перелета людям пришлось пережить «аварийное снижение и разгерметизацию». По ее словам, пилот даже объявил об этом по громкой связи.

— Ребят мы сели после аварийного снижения и разгерметизации, я впервые хлопаю в самолёте без любых сожалений и с зарёванным лицом. Стюардессы побелели и кинулись пристегиваться и так недолго, минут 30 без информации, потом взяли безопасную высоту и собирались возвращаться, а потом все ок, летим в Мурманск, —  написала пользователь под ником Сахарный песочек

На эмоциях одна из аэрофобов пообещала пересмотреть планы на жизнь:

«Ребята, с сегодняшнего дня я каждый день пью дорогое шампанское, ем исключительно вкусную еду, ношу каждый день меха, шелка и бриллианты. На самом деле звоню, рыдая, и обнимаю всех возможных рядом близких людей», – рассказала петербурженка.

Что же произошло?

В авиакомпании  сообщили, что борт после разворота продолжил полет и аварийных сигналов не подавал. Зачем были сделаны два разворота — замалчивается.

Затем появилась информация о неполадках с кондиционированием, из-за чего в салоне стало душно — соответственно, экипаж, почувствовав симптомы разгерметизации, на всякий случай отработал необходимые в таком случае действия — снижение высоты до безопасной, где можно будет спокойно дышать, а также разворот на запасной аэродром. Затем, по всей видимости, пилоты разобрались в проблеме и приняли решение продолжать полёт в Мурманск.

В принципе, ничего страшного не произошло и панику наводить не из чего — пилоты всего лишь приняли меры предосторожности, чтобы возможная аварийная ситуация не привела к катастрофе. На самом деле, при разгерметизации в салоне сразу же с потолка   выпали бы маски для дыхания. Такой факт, если бы он имел место быть, пассажиры-аэрофобы   просто не стали бы утаивать в своих постах в соцсетях. Следовательно, маски не выпадали, а значит реально была   поломка кондиционера или чего-либо ещё, но не разгерметизация.

Чем же так страшна разгерметизация?

Разгерметизация — это выход из салона нагнетённого давления воздуха и уравнивание его с наруждным давлением. На малой высоте это вообще не страшно — например, некоторые вертолёты, самолёты с парашютистами и некоторая малая авиация летают разгерметизированными (когда парашютисты прыгают, дверь открыта, в салоне давление воздуха как снаружи). В высоколетящих коммерческих лайнерах давление постоянно нагнетается работающими двигателями, чтобы люди на высоте в 10 километров могли спокойно дышать и не задыхаться. При разгерметизации становится нечем дышать, человек теряет сознание и, при длительном нахождении в зоне низкого давления,  медленно умирает.

Бывают также разные типы разгерметизаций: взрывная декомпрессия и медленная разгерметизация. При взрывной декомпрессии от самолёта отрывает кусок фюзеляжа или дверь, весь воздух мгновенно выходит, непристёгнутые пассажиры улетают в образовавшуюся дыру. Однако история знает не один десяток случаев успешных посадок после декомпрессии, т.к. в тех ситуациях не страдали органы управления и общая целостность конструкции. Также история знает и катастрофы из-за декомпрессии — во всех них самолёт либо разваливался в воздухе полностью, либо просто отваливалась хвостовая часть и самолёт оставался без управления, рано или поздно разбиваясь.

Медленная декомпрессия — гораздо коварнее. Её можно просто не заметить. Тогда воздушное судно просто продолжит полёт на автопилоте и рухнет после исчерпания топлива. Именно такой сценарий заподозрили пилоты вчерашнего мурманского рейса. История также знает несколько катастроф, случившихся по причине медленной разгерметизации. Самая известная из них — крушение Гелиоса-522 под Афинами в 2005 году. Боинг после вылета с Кипра перестал выходить на связь с диспетчерами, долетел до Афин, сделал несколько кругов над городом и затем спланировал в гору Грамматико. После расслеования высянилось, что наземная техническая служба после проверки корпуса на герметичность просто не вернула тумблер нагнетания давления из ручного режима в автоматический. Соответственно, после взлёта, с ростом высоты, в самолёте постепенно становилось всё сложнее дышать, рано или поздно все люди на борту уснули. Половина людей, как установила экспертиза, погибла от гипоксии ещё в полёте. В салоне выпадали кислородные маски, но они рассчитаны всего на 12 минут — этого более чем достаточно, чтобы пилоты снизились до безопасной высоты (как мурманский рейс). В случае с греками, пилоты не распознали разгерметизацию и, видимо, тоже уснули. Пилоты истребителей, поднятых на перехват подозрительного самолёта, видели спящих пассажиров и второго пилота, а затем в кресло командира сел вполне живой бортпроводник и поприветствовал перехватчиков. Записи с чёрных ящиков показали, что Андреас подавал сигнал бедствия, но его никто не услышал, т.к. частота радиостанции осталась на частоте аэропорта вылета. Автопилот он тоже отключить не смог и потому, по исчерпании топлива, остановился сначала один двигатель, а затем и второй.

И что дальше?

Ничего страшного на борту мурманского рейса не произошло. Самолёт продолжает оставаться самым безопасным транспортом со всеми его предостережениями и нормами безопасности, а также статистикой катастроф. Однако всегда будут находиться люди, которым дико страшно. Бояться полёта — это нормально, ибо человек не создан летать и потому организм подсознательно вырабатывает чувство страха. Тем более, для россиян боязнь полётов  не лишена смысла. Россия —  мировой "лидер" по числу катастроф и погибших в них за последние 10-15 лет. По абсолютным цифрам за 70 лет мы вторые сразу после США, но у них за последние 10-12 лет вообще не было катастроф в коммерческой авиации. По перевозкам мы бесконечно далеко от лидеров: США —  более 1 млрд. пассажиров в год, Китай более 500 миллионов, Япония, Германия, Индия, Франция, Британия, Бразилия и многие другие —  впереди нас как по числу перевезенных пассажиров, так и по безопасности полётов. Многие страны с 1947 года (начало современной статистики авиаперелетов) вообще летают без аварий и жертв. Россия же перевозит около 85-90 млн.пассажиров в год, — это примерно в 12-13 раз меньше США, а аварий при этом больше.