С первого мая в Апатитах будут оптимизированы автобусные рейсы сразу на нескольких маршрутах. Горожане активно обсуждают случившееся в социальных сетях. Что же заставило городскую администрацию пойти на столь непопулярные меры?

Кто виноват?

Оказывается, дело в экономике и стремительно растущих ценах на топливо и запчасти. Как объяснили в администрации города, перевозки по социально значимым маршрутам 11,12,8 и 6 организованы через перевозчика, которого выбирали на конкурсе. В день предусмотрено определенное количество рейсов по каждому маршруту. После расчетов стоимость одной поездки для населения была установлена городом в размере 30 рублей. Вместе с тем, эта стоимость ниже экономически обоснованной, поэтому она не покрывала и не покрывает убытки перевозчика. Экономически обоснованный тариф составляет 35,92 рублей, и эту разницу в сумме 5,92 рубля за каждого пассажира перевозчик получает из городского бюджета. В этом году в бюджете на эти цели запланировано 7,6 миллиона рублей.  Об этом мы подробно писали перед Новым годом, когда весь город жил в панике, что тарифы на проезд поднимут до 36 рублей.

Но сейчас складывается такая ситуация, что расходы и убытки перевозчика продолжают расти из-за дорожающего топлива, запчастей, и этой компенсации уже недостаточно. В автобусах установлена автоматизированная система управления перевозками и город каждый день в автоматическом режиме знает, сколько перевезено пассажиров. Картина печальная - автобусы наполняются не в полном объем даже  в часы пик.  А убытки перевозчик несет за каждый рейс. Если автобус неполный – покрытие убытков не происходит.  Поэтому, чтобы сохранить социально значимые маршруты, чиновники вынуждены идти на такие меры для сохранения перевозчика.

Что делать?

Есть два варианта развития событий. Вариант первый, непопулярный - в будущем году значительно поднимать стоимость перевозки для пассажиров и так же размер компенсации для перевозчика. Это очень неприятное решение. Чтобы этого недопустить, был разработан второй вариант - оптимизировать расписание. 

- Проведён подробный анализ пассажиропотока, и по определенным рейсам будет оптимизация, - подтвердил ОпенТаун руководитель Управления городского хозяйства  Олег Запанков. - Если раньше рейс по одиннадцатому маршруту шел в 8:35 и 8:48, то теперь будет один рейс в 8:40, а следующий уже пойдет в 9:00. Оптимизация коснулась трех маршрутов. Это  № 8, 11 и 12.

Количество рейсов изменили следующим образом:

- По 11 маршруту количество рейсов по будням сократится с 59 до 48.

- По 12-му маршруту на буднях был 51 рейс, а станет 41.

На выходные по обоим  маршрутам изменений не будет. 

- На 8-м маршруте исключили рейсы, на которых было 1-4 пассажира, то есть отказались от рейсов в  вечернее время, как в будние дни  (вместо 18 стало 15), так и в выходные (вместо 15 стало 12).

При этом, количество перевезенных пассажиров планируется сохранить - это порядка 1 285 000 в год по всем четырем маршрутам.

На требование жителей города пустить на маршруты более маленькие автобусы Олег Николаевич разъясняет:

- Автобусы принадлежат перевозчику. Он их закупал в расчете на то, что жители города будут активно пользоваться автобусами. Обновить парк, чтобы купить маленькие автобусы, сразу невозможно. Перевозчик сам определяет направления своей коммерческой деятельности и понудить его никто не может.

 

Когда ждать перемен?

Итак, в результате оптимизации изменится расписание и чуть увеличится интервал между рейсами. Нововведение решено было запустить с 1 мая, чтобы люди за летнее время привыкли и не мерзли на остановках. К тому же  в летний период пассажиропоток существенно снижается. В администрации выразили надежду на понимание со стороны горожан, и что к началу нового учебного года все уже смогут перестроиться к новому графику и обкатают новое расписание. 

- Нужно понимать, что нововведение всегда воспринимается сложно - это изменение привычного ритма жизни, - замечает Олег Запанков. – Но, тем не менее, мы надеемся, что население сможет принять и понять его. Как говорится, сломать легко всё, а устраивать и прогнозировать экономическую деятельность на будущее - очень важно.  Вопрос обсуждался на уровне совета депутатов, и он нас поддержал. Мы возлагаем большие надежды на население, что они поймут и подкорректируют свой график на 5-10 минут. И выбор иметь перевозчика или не иметь его вообще и ходить пешком или пользоваться такси, как нам кажется очевиден.