На днях в социальных сетях появилась информация о том, что в аэропорту "Хибины" устанавливают новую систему ILS, с помощью которой пилоты самолётов смогут приземляться  даже в условиях плохой видимости. Курсо-глиссадные системы давно широко применяются во всех крупных аэропортах. При помощи нескольких радомаяков  они позволяют автопилоту точно понимать, куда вести воздушное судно, и там, где пилот не видит землю из-за тумана, автопилот будет получать сигнал с маяков и доводить самолёт до самой взлётно-посадочной полосы.

— Срок сдачи поставлен подрядчикам на 30 октября. Если они закончат всё в сроки, то потом будет ввод в эксплуатацию, облёт и планируем к концу года запустить, — рассказывает Опентауну директор аэропорта "Хибины" Светлана Скопина. — Это существенно улучшит условия для экипажей посадки воздушного судна в условиях плохой видимости.

На заглавном фото Александра Федюнина видно место монтажа одного из маяков в начале ВПП. Там вырыта яма под фундамент, а вдали виднеется диспетчерская вышка.

Без курсо-глиссадной системы (как сейчас) пилоты ведут самолёт полностью вручную, либо вручную задавая необходимые параметры автопилоту. При такой посадке в автоматическом режиме идёт только снижение до определённой высоты (метров до 50 примерно), а сама посадка выполняется вручную. Без ИЛС, если пилот не увидел аэропорт на высоте 300 метров от земли, то он обязан уходить на второй круг. История знает немало печальных случаев, когда правило трёхсот метров нарушалось — например, гибель президента Польши в Смоленске, там было всё то же самое: туман, отсутствие ИЛС, посадка без видимости земли.

А вот когда в Хибинах установят и запустят всё оборудование, пилоту лишь останется ввести в бортовой компьютер нужную частоту и параметры снижения. Дальше автоматика сможет выполнить всё самостоятельно, вплоть до касания ВПП.

Но, как говоритя, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ниже прикреплено видео автоматической посадки по ИЛС — взлётка появляется в кадре буквально за несколько секунд до приземления. Не будь в такой ситуации в аэропорту системы посадки, пилоты ушли бы на второй круг.