9 сентября 2018 года в Мурманске прошли соревнования по скоростному спуску с холма на горном велосипеде (даунхилл) «Ogni Downhill Race 2018». В категории «Мастера» победил кировчанин Илья Денисов (фото выше), выступив на голову выше своих соперников.

Есть уверенность, что он и на соревнованиях в Кировске сумел бы себя показать. Но, увы, в нашем городе состязания по даунхиллу больше не проводятся. Да и тренироваться им у нас негде. Вот вроде бы горы Кировска - то самое место, где можно тренироваться и соревноваться любителям летних экстремальных видов спорта, но, увы, оказывается, даунхилл, как дисциплина, интересна не всем. И чемпионам приходится растить себя самим.

 

Обожатель


Например, житель Кировска Игорь Плотников увлекается даунхиллом. В велосипедном седле он с 2006 года. В то время «зачитывал до дыр» журналы об экстремальном спорте, а уже в 2009 году впервые смог лично поучаствовать в соревнованиях в Петрозаводске, после чего не раз занимал призовые места в состязаниях по области. И даунхилл он выбрал не просто так.

Выигрывает быстрейший

Потому что сейчас этот вид спорта получает в России всё большую популярность. По мнению Игоря, связано это со многими факторами, а именно: со зрелищностью даунхилла и относительной простотой устройства трасс любительского уровня для тренировок и соревнований.

- Зачастую это тропа 400-800 метров по склону и не более того. Естественные препятствия в виде корней, камней и крутых участков», - рассказывает Игорь. - Также в даунхилле очень простые правила - выигрывает быстрейший.

К новым высотам

Ввиду растущей популярности и искренней любви к даунхиллу, Игорь и его товарищи решили строить трассу для спуска. После родилась идея проведения собственных соревнований. И уже 10 сентября 2010 года в нашем городе стартовали первые спортивные состязания по даунхиллу под названием «Доски и гвозди», которые Игорь проводил самостоятельно, как организатор. Также некоторое время проходили соревнования по даунхиллу на кубок Большого Вудъявра. Сейчас это соревнование трансформировалось в "Хибинскую сотку", и состоит только из марафона. Раньше же спортсмены в первый день соревнований поднимались на уже демонтированной "креселке"  и съезжали со склона горы Аккуайвенчорр.

Подводные камни

После первых «Досок и гвоздей» появилась надежда, что на спортсменов обратят внимание, заинтересуются. Но, как обычно и бывает, на пути энтузиастов, искренне любящих своё дело и готовых посвятить себя ему полностью, оказывается неисчислимое количество препятствий, с которыми так просто даунхильщикам, играючи преодолевающим преграды на своих велосипедах, уже не справиться.

Не нужны

Организаторы соревнований на кубок Большого Вудъявра тоже отказались их проводить, сославшись на то, что мероприятие не приносит никакой прибыли. «Доски и гвозди» так же оказалось невозможным более продолжать. И, как отмечает Игорь, надежды на то, что их заметят, обратят внимание, в последующие годы постепенно иссякли.

Никто не помог

Не менее важной причиной прекращения соревнований выступила проблема с трассой для даунхилла.

«Трасса в парке строилась на свои средства. Поскольку легализовать её ни администрация, ни «Горняк» не захотели, статуса спортивного объекта она не имела. Трижды проводились соревнования. Спортивный комитет города предоставлял оградительную сетку, маты и медали только лишь один раз. Далее трассу стало невозможно поддерживать из-за вандализма горожан» - рассказал Игорь.

Единственную помощь оказывал магазин Extra Cпорт, регулярно спонсировавший проведение состязаний.

Как пояснили в ГК Большой Вудъявр, предоставить трассу для даунхила в современных условиях - эте не просто организовать подъем спортменов на гору. Согласно современным требованиям трасса для даунхилла должна отвечать и требованиям безопасности (насколько это возможно для данного вида спорта) и требованиям функциональности. А это серьезные финансовые вложения.

 

Суровая реальность

Но и сам Игорь понимает, что популяризация даунхилла как в России, так и в Кировске имеет массу почти неразрешимых проблем. 

- Должна быть велошкола, необходим прокат велосипедных байков. Обычно градоначальники на это не идут из-за дороговизны. Строительство профессиональной соревновательной трассы также стоит больших денег. Для нормального режима работы трассы нужен подъемник. Ну и самая большая беда - стоимость снаряжения. Редкие родители возьмутся купить подростку эндуро/даунхилльный велосипедный байк стоимостью от 140000р., плюс снаряжение на 50 тысяч, - делится Игорь

Прибыль важнее

От себя добавим, что далеко не все родители в принципе согласятся позволить своему ребёнку заниматься таким травмоопасным видом спорта. И хоть популярность даунхилла с каждым годом всё больше растёт, это не значит, что администрации города и частным предпринимателям целесообразно будет тратить денежные средства на проведение соревнований, строительство трассы и содержание её в рабочем состоянии, создание велошколы и т. д., если всё это хозяйство не будет приносить прибыли. Городу, например, куда лучше будет потратить деньги на новый детский сад, инфраструктуру. Но так ли на самом деле неразрешимы проблемы, с которыми сталкиваются молодые спортсмены-энтузиасты?

С чего начать?

Игорь считает, что для начала в городе нужно создать школу горного велосипеда. 

- Начинать надо с секции для самых маленьких. Тогда будет популяризация среди местных. Пока карапузы растут, Big Wood отстроят байк-парк. Там и можно будет уже говорить о спорте. А за этим потянется и народ, и деньги, -подводит итог спортсмен.

Готовы пойти навстречу

В разговоре с изданием ОпенТаун Антон Трушенко, директор «СОК Горняк», заявил, что город безусловно заинтересован в развитии даунхилла, и не против открыть в Кировске велошколу. Но по вопросу последней есть один нюанс.

- Если у инициаторов есть квалификационное образование тренера, то лучшим будет вариант спортивной школы. Если же это будет досугом, тогда подойдёт формат открытия клуба или бизнес-проекта, если возникнет желание, - объяснил Трушенко.

В любом случае, Антон Сергеевич полагает, что заниматься вопросом развития даунхилла в Кировске надо. Для этого нужна группа энтузиастов, совместно с которыми можно разработать идею, концепцию, программу и потом уже выходить на уровень города и предлагать свой вариант развития этого вида спорта. Тем более, что совсем недавно в Кировск приезжал иностранный специалист для оценки возможности организации трассы для маунтинбайка (куда отдельной дисциплиной входит и даунхилл) на рельефе Хибин.

Не вешать нос

К счастью, Игорь и его товарищи заниматься даунхилом вовсе не перестали. Отстроили себе трассу в месте, где вандалы не смогут её найти, и продолжают заниматься своим любимым спортом. И ведь есть же к чему стремиться!

- Мы отстаём от той же Скандинавии лет на десять. А от Штатов и Канады на все тридцать! - подытожил Игорь.

И это ли не повод догнать, и если получится, перегнать? Тем более, что видимо именно на таких трассах вырастают новые чемпионы, как Илья Денисов.