В Хибинских горах в настоящий момент найдено шесть мест различных авиакатастроф.Это довольно много, учитывая очень небольшую площадь и высоту горного массива. Все крушения относятся к военной авиации. Два из них — времён Великой Отечественной, а остальные уже более позднего периода.

Одна из катастроф окутана настоящими детективными интригами. Из-за типичной советской несогласованности и путаницы в бумагах место трагедии долгое время одновременно было местом двух разных крушений, экипаж одновременно был найденным и пропавшим без вести, а у погибших пилотов теперь две братских могилы в Мончегорске. Но обо всём по порядку. Кировская группа туристов прошла до этого места,чтобы увидеть своими глазами место крушения.

Как пишут старожилы, они ещё в далёких семидесятых посещали место катастрофы на горе Часначорр, расположенное практически на вершине. Обломки там разбросаны в радиусе пятисот метров по очень крутым, а возле вершины даже вертикальным склонам. Некоторый металл придавлен камнями, присыпан песком. Почти все обломки не имеют ржавчины, сильно смяты и разорваны. Место трагедии выглядит настолько нетронутым, что кажется, что события произошли год-два назад.

Мы посетили южный склон горы, где произошло столкновение и рассыпано много мелких обломков. После удара покалеченная машина по инерции ушла немного ввысь и окончательно рассыпалась уже на другой стороне. Другой склон возле вершины вертикальный, но даже на нём в выступах и щелях лежат куски металла, что говорит о низкой поступательной скорости самолёта после столкновения, т.е. он буквально полетел вертикально вверх и сразу же вертикально вниз. Иным образом там обломки оказаться не могли, т.к. по инерции летели бы дальше и на вертикальные скалы не попали, - рассказывает Максим Максимов, руководитель экспедиции.

Вот это крыло:

Части обшивки. Один кусок смят гармошкой, а второй относительно ровный, но разорван посередине как бумага. Металл там, к слову, достаточно толстый и руками практически не гнётся