Она стала легендарной, подняв на вершину Айкуайвенчорр десятки известных советских спортсменов. Верой и правдой служила городу более 40 лет. Пришла пора прощаться – на склоне «Большого Вудъявра» начался её демонтаж. ОпенТаун решил проследить по материалам городского архива и воспоминаниям самих жителей непростую судьбу канатной дороги.

На строительство – несколько сезонов

Строительством этой «канатки» Кировск обязан активу горисполкома 60-70-х годов прошлого века. Именно тогда в городе стали всерьез заниматься развитием горнолыжного спорта и сооружением объектов.

«Особый вклад в становление кировского спорта и строительство спортивных объектов в Хибинах внесли Василий Иванович Киров (председатель исполнительного комитета Кировского городского Совета народных депутатов с 1967 по 1983 год) и Георгий Александрович Голованов (директор горно-обогатительного комбината «Апатит» с 1964 по 1983 год)», - говорится на сайте Государственного архива Мурманской области в Кировске в статье «Развитие спорта в г. Кировске в 1970-е годы».

К этому моменту город уже мог похвастаться несколькими трамплинами, оборудованными горнолыжными трассами, чешскими бугельными подъёмниками ВЛ-1000. Не хватало только кресельной дороги, к строительству которой и приступили в середине 70-х годов, используя все передовые технологии.

Точной даты открытия канатно-кресельной дороги на склоне Айкуайвенчорр анналы истории не сохранили. Единственной официальной точкой отсчета сейчас можно считать утверждение акта госкомиссии по приемке в эксплуатацию, который был предоставлен Государственным архивом Мурманской области в г. Кировск. В документе говорится, что решением исполнительного комитета Кировского городского совета депутатов трудящихся, это произошло 26 декабря 1975 года.

Впрочем, старожилы говорят, что реальная эксплуатация «канатки» началась все-таки несколько позже, в 1976. На устранение неисправностей понадобилось несколько месяцев после сезона.

- Строился объект в течение нескольких сезонов, то есть, можно предположить, что строительство велось с 1974 года, а открылась канатно-кресельная дорога в 1976 году, - сообщил ОпенТаун вице-президент (Член Совета) Федерации Горнолыжного Спорта и Сноуборда Мурманской Области Игорь Кордияка.

Еще одна официальная дата - 14 января 1976 года. В протоколе Мурманского Облисполкома (также предоставленном Кировским архивом) говорится, что именно в этот день был утвержден акт госкомиссии по приемке обект. Сооружением объекта занимался трест «Апатитстрой», в который входило строительно-монтажное управление «Кировское», непосредственно занимавшееся возведением объекта.

К слову, в газетах того времени почти не было информации о строительстве и открытии дороги. В «Кировском рабочем» от 27 декабря 1975 года появилась информация, что пуск подъёмника станет подарком кировчанам на новый год. Но в номере от 14 января 1976 открытие ещё только ожидается. В статье «Первые шаги» от 28 марта того же года упоминалось, что она уже стояла, так что, скорее всего, была впервые запущена в феврале-марте 1976 года.

Протяжённость новой дороги составила 1560 метров, а пропускная способность достигала 450 человек в час. Она стала одной из самых крупных в стане.

Для нацистской Олимпиады

Разумеется, практически всё в то время в нашей стране сооружалось своими руками: использовалась советская техника, механизмы и технологии производства. Но, в случае с нашей канатно-кресельной дорогой, возможно, дело обстояло иначе.

Игорь Кордияка рассказал ОпенТаун, что в СССР аналогичные дороги были установлены на Карпатах и на Кавказе, а на шильде нашего подъёмника на немецком языке выгравирована надпись о том, что дорога была сооружена для Четвёртой зимней Олимпиады 1936 года в баварском городе Гармиш-Партенкирхене.

- Когда катался на подъёмнике, то видел на нём шильду. Может быть, она и сейчас там есть, не знаю. Скорее всего, закрасили. На ней было написано, что подъёмник этот был изготовлен для зимней олимпиады в Германии в 1936 году, - вспоминает он.

Эти Зимние игры в нацистской Германии известны своей пышностью и размахом. Адольф Гитлер всеми силами пытался доказать, что в Германии не ведутся гонения на евреев, из-за которых западные страны неудачно пытались бойкотировать Олимпиаду. К слову, именно в Гармиш-Партенкирхене впервые в истории зимних олимпийских соревнований были разыграны медали в горнолыжном спорте.

Если наша канатно-кресельная дорога имеет немецкое происхождение, то, по всей видимости, из Германии к нам попали опоры или узловые механизмы дороги, которые были или демонтированы после второй мировой войны, или куплены у немцев позже. Впрочем, найти сейчас «немецкую» шильду, о которой говорит Игорь Иванович невозможно. Самого знака нет, он может быть закрашен или утрачен в процессе эксплуатации. ОпенТаун направил запросы в архив Гармиш-Партенкирхена и в компанию «Doppelmayr Garaventa», которая в 30-е годах XX века являлась одним из немногих, если не единственным в мире производителем канатно-кресельных дорог. Они пока остались без ответа.

А вот доступные в интернете фотографии дороги в Карпатах, и она действительно очень похожа на кировскую. Это подтверждает слова Игоря Кордияки.

Сделано в СССР. На совесть

Немецкой шильды нам найти не удалось, но редуктор и электродвигатель кресельной канатки совершенно точно были изготовлены на советских заводах. На них сохранилась информация о производителе и гордая надпись: «Сделано в СССР»