Из аэропорта «Хибины» ежедневно летают регулярные рейсы в аэропорты Домодедово, Пулково или Шереметьево на воздушных судах CRG-200, вместимостью 50 кресел. Хотя с технической точки зрения, крупные самолеты садиться в «Хибинах» могут хоть каждый день. По возможностям — полоса позволяет, имеется все необходимое оборудование, которые требуется для принятия крупных самолетов на регулярной основе.

 

Так в чем дело?

 

А дело в том, что регулярные рейсы организовывает не аэропорт, а авиакомпания. А для нее важен вопрос загруженности. У тех же аэробусов — от 130 и выше кресел: будет ли спрос у аэропорта города, где (если даже посчитать и Кировск) набирается от силы 70 тысяч человек населения?

 

Как пояснили ОпенТаун специалисты, у авиакомпаний при планировании рейсов существует градация по количеству населения в округе. И в нашем варианте без дополнительных субсидий фирма-перевозчик за раскрутку нового рейса не возьмется. 

 

Ведь как минимум первые месяцы она явно будет работать в убыток: существенные затраты — на рекламу и информационное сопровождение, да и  полупустые салоны — пока еще пассажиры привыкнут, прикинут выгоду, начнут бронировать… Авиакомпания на себя такие риски берет очень неохотно. 

 

 

 

Окей, а кто эти убытки должен с авиакомпанией разделить?

 

В Петрозаводске, например, подобный старт регулярных рейсов спонсировал аэропорт. Только там воздушная гавань принадлежит областной администрации, то есть издержки перевозчикам компенсировались из регионального бюджета — на таких условиях летают в десятках региональных аэропортах по России.

 

Но у нас аэропорт — это дочернее предприятие холдинга «Фосагро». В какой-то степени это проект социальный и на стадии развития, никаких доходов пока не приносящий. 

А насущные потребности жителей городов юга Мурманской области в обеспечении перевозок решают рейсы компании «Северсталь» на небольших самолетах CRG-200. 

 

 

Кто еще мог бы вложиться в развитие местных авиаперевозок?

 

— Если главы городов заинтересованы в турпотоке было бы правильно поучаствовать в раскрутке регулярных рейсов и бюджетам городов, — предлагает директор аэропорта «Хибины» Светлана Скопина. — Например, авиакомпания «Сибирь» просила сравнительно небольшое субсидирование новых рейсов на период «раскатки». Если городские власти рассчитывают привлечь туристов, то надо подумать, как их на курорты доставлять.

 

На аэропорт «Хибины» городские власти действительно рассчитывают, особенно в Кировске.  Его с гордостью представляют региональным, а то и федеральным чиновникам как важный объект инфраструктуры, особенно при разговорах о развитии Хибин (которые уже горы, а не аэропорт) как горнолыжной туристической мекки

 

— Практически в три раза вырос пассажиропоток, который проходит через наш аэропорт, — отмечал  Владимир Дядик на рабочем совещании с чиновниками Ростуризма. — Этот объект постоянно обновляется — сейчас это современный терминал.

 

Глава Кировска прозрачно намекнул, что с авиакомпаниями переговоры  «уже полным ходом ведутся», чтобы если не боинги, то хотя бы самолеты средней величины, 100-местные, здесь приземлялись. Видимо, это как раз про вариант с «Сибирью», о котором и говорила Светлана Валерьевна.

 

 

 

 

К тому же для регулярных рейсов из апатитского аэропорта возникает еще одна препона. А как туристы, которые, надеемся, в ближайшее время все-таки ломанутся на горнолыжные курорты, на эти самые курорты добираться будут?

 

Тут 15 километров из Апатитов — не самый удобный вариант, хорошо хоть автобусы пустили. А тот же прилетевший, допустим, из Москвы горнолыжник с амуницией будет вынужден сначала доехать до Апатитов, а потом искать в незнакомом городе возможность добраться в Кировск. Сейчас ему проще приземлиться в Мурманске, и оттуда на прямом автобусе уже ехать на курорт.

 

Проблема с доставкой в аэропорт — и для жителей окрестных городов. Жители Кандалакши и Мончегорска лететь через аэропорт «Хибины» хотели бы, но прямых автобусов из этих городов до аэропорта пока нет, только такси.  

 

И было бы из-за чего так страдать — хотя бы ради экономии, но нет: при затратной логистике цены на билеты в аэропорту Хибины выше, чем перелет из Мурманска. Потому что экономика перелета на данных типах воздушных судов достаточно дорогая: на такое же количество топлива и зарплаты сотрудникам продается 50 посадочных мест, а не 130-150, как, например, в Боингах.

 

То есть, пассажиров могло бы быть значительно больше, но  цены на билеты достаточно  высокие.

 

 

... Со своей стороны «Хибины» делают все от них зависящее для того, чтобы технических барьеров регулярным рейсам не было. Ведь все не только зависит от прочности полосы: есть целый набор требований для приема больших самолетов вплоть до штата службы безопасности и организации спасательно-пожарных работ.

 

Не стоит на месте и развитие аэропорта: в марте следующего года планируется установка курсо-глиссадной системы, а к концу 2018-го — установка огней высокой интенсивности.

—  За последнее время у нас  столько изменений, которые пассажирам не заметны на первый взгляд, — поясняет Светлана Скопина . — Куплено много техники, которой нет во многих региональных аэропортах — пассажиры ее не видят, потому что такова специфика обслуживания воздушных судов и работы аэропорта в целом.

 

Впрочем, в ближайшее время изменения заметят и рядовые пассажиры: «Хибины» ждет существенная реконструкция терминала. Весной ожидается выход из Главгосэкспертизы проект реконструкции здания аэровокзала, который кардинально изменит внешний вид аэропорта.

 

Как рассказала Светлана Валерьевна, аэропорт «Хибины» будет иметь свой индивидуальный облик, не похожий на большинство региональных аэропортов.  Вопрос это, конечно, еще окончательно не решенный.  Все зависит от инвестиций и спроса населения Мурманской области на авиаперевозки из аэропорта Хибины.

 

 

фото сайта hibiny.aero