Если навскидку пересчитать, сколько же фильмов было снято в Хибинах — не только в горах, но и Апатитах с Кировском — не хватит пальцев на руках и ногах. Нужен как минимум еще один помощник — на данный момент вышло ровно сорок фильмов

— И я думаю, на этом дело не закончится, — прогнозирует сотрудник кировского историко-краеведческого музея Диана Дудорева.— Сейчас киноиндустрия снова заинтересовалась нашим регионом.

Диана называет Хибины «Полярный HOLLYWOOD», о чем прочла недавно в библиотеке им. Гладиной прелюбопытнейшую лекцию

Информацию об истории съемок в Заполярье она  собирала как тот же голливудский детектив: не только из газетных публикаций, даже самых мелких заметок, но и расспрашивала свидетелей из числа местных жителей.

Оказывается,  во всей этой истории главный актер — это сами Хибины, которые «играли» и Чукотку, и зимнюю Украину, и Дальний Восток. Прекрасно подходят хибинские горы и под вымышленные регион — как правило, для остросюжетных картин. Особенно привлекала хибинская поздняя весна: длинный световой день, много снега, который и не думал таять, да и ближе Хибины, чем Чукотка или Камчатка.

Первый фильм в Хибинах был снят в 1929 году, назывался «Ледяная судьба». Сейчас посмотреть кадры невозможно — кинолента, к сожалению, до наших дней не дожила.  Первая «выжившая» лента — «Семеро смелых», снятая в 1935 году. Далее кинодеятели той поры Хибины "расспробовали" и начали уже регулярно наведываться сюда, особенно если нужно снять что-то вроде боевика или триллера (ну, для той эпохи, разумеется)

 

Съемки у нас проходили не без приключений — в горах уныло не бывает, тем более, что на заре полярного Голливуда актеры работали без каскадеров — все тяготы своих персонажей в прямом смысле чувствовали на собственной шкуре.

Еще один интересный момент:  в некоторых фильмах демонстрировали собачьи упряжки, а ведь на Кольском Севере их и не использовали — съемочной группе приходилось привозить животных с собой.

Привозили и аэросани — тоже экзотика для Мурманской области, а для зрителей Средней полосы России — и вовсе невиданное диво. А вот массовка — местная, ведь везти с собой за тысячи километров третьестепенных актеров — роскошь даже для советской киноиндустрии. Впрочем, жители Апатитов и Кировска с удовольствием принимали участие в съемках: для них это было и развлечение, и память на поколения. Помогали съемкам и местные власти. 

В послевоенное время кинорежессеров стали больше интересовать не красоты природы, а крупные предприятия, расположенные в Кировске и Апатитах: заводы, шахты, железнодорожная станция — здесь снимали уже производственное кино. К слову, снимать-то в Хибинах в эту пору стали куда чаще, а вот просмотры снятые кинолетны набирали с трудом, даже среди местного населения, в этих же лентах и снимавшихся. 

— Потому что все было уж слишком зацензурировано, — поясняет Диана. — И люди вроде как радостно на Север ехали, и встречали их на вокзале как с оркестром. Счастливые люди высыпают из вагонов: "Ну когда же нам дадут в руки кайло? Мы хотим работать. Только партсобрание сейчас проведем и...". А ведь все помнили, как это на самом деле было.

Ну а современных кинохудожников манит суровая, для неподготовленного — несколько депрессивная натура: тут на ум сразу же приходит скандально известный «Левиафан», хотя есть и другие картины. Так, четыре года назад у нас снимали картину «Тайна перевала Дятлова» (это Северный Урал, между прочим), а на слеующий год — комедию «Пингвин нашего времени».

Больше спойлерить не будем — смотрите полную версию лекции Дианы Дудоревой, только предварительно освободите все планы на вечер: рассказывает так увлекательно, что хочется взять и пересмотреть хотя бы парочку фильмов «мэйд ин Хибины», пусть даже в черно-белом варианте