Фильм Санкт-петербургского режиссера Ксении Охапкиной «В начале был...куб» — про архитектуру российских городов. И, одновременно, про живущих в них людей и истории. После спецпоказа фильма в Молодежном социальном центре Апатитов беседуем с автором идеи и режиссером.


 «Кубик» — как шутливо называют зрители 40-минутную документальную ленту — это рассказ о четырех городах: Пскове, Санкт-Петербурге, Волгограде и Грозном. Хотя нет, это фильм об разных страницах нашей истории, которая замерла в камне. Про нее, историю, и рассуждает единственное «человеческое» действующее лицо фильма — архитектор Андрей Анисимов: рассказывает об образе жизни людей и ценностях той или иной эпохи.


 По мнению создателя фильма Ксении Охапкиной, есть особая логика в том, чтобы показать именно эту ленту и именно у нас. Хотя бы потому, что и Апатиты с Кировском, при вроде как невзрачности наших городов, тоже своеобразные памятники своей эпохи — нужно просто рассмотреть. 


Как? По тому же принципу, как и создавался «Кубик».

 — По сути, нам нужна для жизни кровля, чтобы укрыться от дождя и стены, чтобы защитить себя от ветра и сохранить тепло. Это и есть куб, — поясняет Ксения идею. — Все остальное — уже личность человека: архитектора, заказчика, живущих в доме людей. А вся городская архитектура отображает еще и социально-политический контекст эпохи.


 

Какой «куб» в Апатитах и Кировске? По мнению режиссера, по-северному суровый, тем и замечательный. Архитектурных фантазий у нас не так уж и много, хотя, как выразилась Ксения, «мозаика зданий — совершенно замечательная и рассказывает контекст истории города». 

Она советует обратить внимание на Дом культуры и на старый вокзал: пусть разрушенный, но «чувствуется дух прошлой эпохи: очень в красивом месте стоит, хотелось бы, чтобы работал. Как и многие советские вокзалы, он очень похож на храм, с арками, своей атмосферой — как будто люди, приехав на него, вступают в новую жизнь». 


 Возможно, дома у нас — без той древней истории как в Пскове или Санкт-Петербурге, но в этом «новье» и есть уникальная, не видная местным жителям, красота. По мнению Ксении, наша архитектура как раз и показывает, что в Апатитах и Кировске живут люди, оторвавшиеся в свое время от родовых земель, со всех уголков России. Для той же Чечни, откуда режиссер недавно вернулась со съемок, это была бы проблема, у нас же — достоинство: 

 — Северные люди — в Апатитах, Кировске — они со всех уголков России, которые уживаются друг с другом мирно: не важно кто ты, потомок репрессированных или строителей, приехал как ученый или простой рабочий, тут важно, кто ты за человек. На Кавказе, например, это очень важно, там обострен национальный вопрос. А здесь так получилось, что люди оторвались от родовой земли и начали новую жизнь.


 
Будет ли Ксения Охапкина снимать фильм об Апатитах или Хибинах? Питерский режиссер не обещает, хотя надеется. По крайней мере, приезжать к нам в гости ей нравится — из обсуждений ее творчества получается глубокий диалог обо всем: «Это как дружеские посиделки на кухне. В Питере такого нет». 

Этой же идее — о простых человеческих радостях, которые нужно просто рассмотреть — следует и другая работа Ксении, показанная в апатитском Молодежном социальном центре. «Ночная пьеса» снята на острове Валаам — она больше про бытовое и вешнее, хотя опять же про людей и место их жизни. Апатитские зрители и здесь могли увидеть параллели святого острова и культовых для многих Хибин... 

Но это уже совсем другая история.

фото  dron285.livejournal.com