Только ленивый журналист не пнул за последнюю неделю Мурманский государственный технический университет. После начала объединения с вузом чего только не случилось. Парусник «Седов», на котором не одно поколение мурманских курсантов проходило практику, уплыл в Калининград.



Это немало смущает и учащихся, их родителей, и вообще социально активных северян, которые даже разместили в Интернете петицию с требованием вернуть парусник в Заполярье. Правда, пиши не пиши, Росрыболовство вряд ли передумает. Да если и передумает к МГТУ, который уже передали министерству образования, ведомство теперь не имеет никакого отношения.



Попутно вуз все еще никак не может заплатить долги по зарплате и отпускным, которые достигли почти 80 миллионов рублей. Эту тему недавно обсуждала губернатор Марина Ковтун с руководством трудовой инспекции. Масла в огонь добавили слухи об отставке ректора вуза Сергея Агаркова.



Видимо, вся эта заваруха подтолкнула одного из выпускников вуза принять участие в проекте «Последний звонок», имеющий цель создать объективную картину российского образования. Видео его обращения появилось в Сети. Северянин по имени Илья полностью раскритиковал систему подготовки в вузе, его руководство, ситуацию в отрасли в целом. Ниже текст обращения.



«Здравствуйте, пишу Вам из города Мурманска, форпоста России в Арктике. Мне 22 года. Школу я окончил в 2012 году, ЕГЭ сдавал уже по полной программе, соответственно и готовили к нему серьёзно. В 10 и 11 классе обучение русскому языку просто исчезло, вместо него появилась тетрадка для подготовки к ЕГЭ и для решения тестов по данному предмету.

 Поток обучающихся условно поделился на группы тех кому нужен предмет или не нужен для поступления. Тем кому нужен, решали до исступления тесты, а те, кому не нужен, просто «забивали». Как итог: выпустились мы с обрывками знаний и хорошим навыком решать тесты.После школы я поступил в Мурманский Государственный Технический Университет (МГТУ) на судового электромеханика. 

Перспектива стать инженером с большим объёмом знаний и разбираться в большом объёме материала завораживала. И вот я выпустился в 2017-м в ужасе от происходящего в некогда ведущем ВУЗе отрасли. Морская Академия МГТУ, а в данный момент Морской Институт, финансировался Росрыболовством России. И по задумке, ещё советской, готовились специалисты для эксплуатации флота рыбной промышленности.

 В настоящий же момент курсанты МГТУ по факту учатся для работы в иностранных судовых компаниях. Рыбного флота как такового нет, торговый флот не заинтересован в нас, да и в общем для трудоустройства в Росии слишком много выпускается моряков. 

При этом официальная позиция учебного заведения состоит в том, чтобы выдать нам определённый объём информации согласно ФГОС и обеспечить энное количество практик. Казалось бы, в чём проблема?

 А проблема в том, что, получая диплом о высшем инженерном образовании, моряк становится для своего работодателя никем: для того чтобы стать полноправным специалистом, нужно отходить в море по моей специальности 12 месяцев и получить рабочий диплом, за время обучения максимум доступный нам — это 6 месяцев. 

После окончания ВУЗа в течении 12 месяцев можно бесплатно получить рабочий диплом при наличии ценза, но молодых людей забирают в армию и такая возможность исчезает. Есть ещё пара бюрократических преград, но сейчас не о них. Само по себе обучение превращено в спектакль, где все заранее знают результат, никого не отчисляют, можно тянуть до пятого курса долги за третий и конец второго. 

Учебная дисциплина — предмет юмора. Организационно-воспитательный отдел с командирами учебных рот — непонятный и бесполезный атрибут. Ношение формы ради ношения формы, которое ничего не обозначает, кроме причастности к деньгам Росрыболовства. Кстати, о деньгах: последние три года в списках рот появились мёртвые души, которые по факту зачислены, но не явились. Итого по списку может быть 30 человек, а в строю 14. Но деньги на этих людей, конечно же, выделяются. 

Замечу, что такая мёртвая душа может спокойно проучиться первый курс.К слову, о тех, кто учится. Курсанты и студенты к концу обучения не способны логически выстраивать свои ответы, писать тексты и логически рассуждать в нешаблонной ситуации. Саморазвитие и самообучение — не их путь. Конспирология, поверхностные суждения и высказывания задорных блогеров есть для них пути для понимания мира. Единственное времяпрепровождение на парах — это листание ленты новостей в соцсетях и игры.

 О концентрации внимания речи и не идёт. Программу обучения ужали с 5,5 лет до 5, при этом не дав рекомендаций по сокращению учебного материала для преподавателей, появились предметы по выбору, которые по сути никакой роли не играют. Обучение — фикция. Единственные люди, которые держат на плаву это образование— 80 летние столпы советской закалки, которые учат, несмотря ни на что. Но они не вечны, и их время скоро пройдёт. 

Материальная база не обновляется, нас учили на тех системах, которых уже нет в эксплуатации, за очень редким исключением. Отделы в самом университете живут сами по себе: отдел практики не работает с учебным отделом, они не общаются с организационно-воспитательным отделом. В последние годы обучение и вовсе превратилось в шоу уродов в связи с присоединением нашего технического университета к педагогическому вузу города.

Вот я получил долгожданное звание инженера-электромеханика. Но я не рад этому, потому что я его не заслужил, а просто провёл 5 лет на гособеспечении. Часть моих одногруппников не знает вообще ничего и обладает скорее магическим сознанием, а не научным. Волосы встают дыбом при мысли встретиться с ними на реальной работе. Не все такие, есть отличные парни , которые хотят и умеют учиться и работать, но их единицы.

Одновременно со мной и годом раньше выпустились мои одноклассники, ситуация у них в ВУЗах и их головах надежд не вселяет. Самое страшное то, что поколение, которое ближайшее время начнёт определять, то как мы будем жить дальше, строить и творить — это мы. По итогам 16-летнего опыта можно сказать, что наше образование является пляской на костях советского прошлого с имитацией бурной деятельности и распилом бюджетных средств".

UPD  Долги по заработной плате, накопленные вузом из-за передачи функций финансирования от Росрыболовства федеральному министерству образования, наконец-то начали гасить.
- На сегодняшний день, после многочисленных организационных процедур, связанных с подписанием Соглашения о государственном задании и внесением изменений в электронный бюджет, МГТУ, наконец, стал правомочным участником бюджетного процесса в рамках нового учредителя Министерства образования и науки России, – заявил ректор МГТУ Сергей Агарков. – Теперь все наши работники смогут получить в полном объеме причитающиеся им деньги, причем с процентами за просрочку. Хочу поблагодарить Министерство образования и науки РФ за оперативное решение вопросов, а также отзывчивость и деятельное участие в решении проблем, с которыми столкнулся университет.
Основная часть работников, в том числе и апатитского филиала, уже получила заработную плату. Остальным ее перечислят в ближайшие часы.