Восточная часть Кольского полуострова мало изучена, туда трудно добраться в связи с отсутствием дорог. В 50-ые годы была попытка провести дорогу к устью реки Поной. Для этого была и создана 509 стройка МВД.Планировалось построить автомобильную и железную дорогу в этом направлении. строилась она с широким сталинским размахом. Признаки строительства заметны до 120 км. от Апатитов. 

Хибинское общество «Мемориал» организовало три экспедиции по трассе дорог и провело исследование этого сталинского проекта (1998, 2006,2007 годы).

Члены экспедиции осматривали остатки лагерей, находили  вещественные свидетельства лагерного быта: колючку, сторожевые вышки, ворота во въезде в лагерь. Следы захоронений не были найдены в связи с давними событиями, но на месте лагерей 72-го и 82-го км были установлены поминальные кресты.

Бараков почти не осталось, но лагерные атрибуты (колючка, сторожевые вышки, железные решётки для окон) были найдены. На 72 км были найдены остатки карцера – железные двери с окошком и глазком в них. Тачки и лопаты были основой механизации.


Остатки сторожевой вышки ОЛП на 72м км

Архивы свидетельствуют, что строительство дороги Апатиты – Кейвы – Поной, длиной 400 км с ответвлением на пос. Лесной, было запланировано на 1951-1953 годы силами бесплатных рабочих из исправительно-трудовых лагерей в количестве пяти тысяч. Были сформированы два аппарата управления – лагерное и производственное.

В 1952 году была проложена трасса до 110 км и обустроены лагерные пункты на трассе. Не хватало рельсов, и рабочее движение поездов до реки Кицы так и не было открыто. В районе 45 км обустроены штаб и городок 1-го отделения стройки.

Материально-техническое обеспечение отставало от потребностей стройки, а механизация была минимальной. Все работы велись вручную, а главным транспортным средством были лошади. По планам основная работа на стройке должна быть выполнена заключёнными. В лагерных  пунктах строились ограждения, вышки с вахтой. Заключённые жили в палатках и бараках. Походных кухонь не было, еду выдавали холодную, тёплых вещей не хватало. Температура в палатке мало чем отличалась от уличной. Отсутствие сушилок, столовых, дезинфекционных камер – это условия зимы 1952 года. Портянки и мокрая одежда сушились в жилых палатках, а пища выдавалась только 2 раза в день. Хлеб выпекался сырой, формы мазали автолом. Эти факты известны из прокурорских проверок. «Попытки к побегу  были ликвидированы», - написано в отчёте. Рабский труд был дёшев, но непроизводителен.

Только в 1953 году после смерти Сталина МВД было освобождено от производительной деятельности. Главное управление лагерей железнодорожного строительства было реорганизовано в Управление железных дорог и передано в Министерство путей сообщения, а исправительно-трудовые лагеря, входящие в архипелаг ГУЛАГ, переданы из МВД в Министерство юстиции. Таким образом, строительство потеряло дешёвую рабочую силу. Продолжение строительства стало слишком  дорогостоящим и было законсервировано. Так бесславно закончилась история стройки №509.