"Не секрет, что «Апатит» в последнее время делает ставку в большей степени на подземные рудники, - пишет на этой неделе газета "Рабочее время". -  В этом контексте больше на слуху Кировский рудник, поскольку там и объемы добычи самые большие, и новые мощности готовятся к вводу. А что на Расвумчоррском? 

Он тоже не стоит на месте, реализуя пилотные проекты. О том, как развивается Расвумчоррский рудник, разговор с генеральным директором ОАО «Апатит» Владимиром Давыденко.

 - Владимир Васильевич, самая актуальная тема сегодня на Расвумчорре - это объединение его с Центральным рудником. Расскажите, почему это делается и что даст.  

- Вопрос о Центральном руднике прорабатывался еще десять лет назад. Работая более полувека, рудник исчерпал месторождение в границах карьера, и надо было думать, что делать дальше. Мы рассматривали развитие Расвумчоррского рудника и его перспективу до 2025 года и поняли, что в дальнейшем отработку месторождения Восточный Расвумчорр можно вести двумя рудниками, что продлит жизнь обоих. Общего снижения себестоимости добытой руды можно добиться, прежде всего, за счет переноса инфраструктуры с площадки Центрального рудника, ведь не секрет, что доля затрат на ее содержание составляет почти треть себестоимости руды Центрального. Это пар, тепло, обслуживание зданий, шахтного подъема, расчистка внешней дороги, доставка грузов и людей и так далее. Поэтому и было принято решение о строительстве новых помещений для обоих рудников на промплощадке Расвумчорра, где имеются все коммуникации, энерго- и теплоресурсы. Был выполнен проект дороги, соединяющей рудники, сделан перенос ЛЭП. Надо отдать должное специалистам Центрального рудника: дорога была построена за восемь месяцев. Беспрецедентный случай! Сейчас силами подрядной организации «Рыбинсккомплекс» идет строительство АБК, которым будет пользоваться персонал обоих рудников. Непосредственно в карьере начинается возведение бокса ремонта автосамосвалов. 

На площадке Центрального рудника находится дробильно-сортировочный узел, необходимый для обслуживания карьерных дорог. Его тоже планируется переносить?  

- ДСУ построен давно и уже морально устарел, требует постоянных затрат. Поэтому мы приобрели новый мобильный дробильный с комплекс для выпуска щебня трех фракций. Его производительность - 50 тысяч тонн е месяц при двухсменной работе. Компания «Карьер-сервис» уже приступает к его монтажу, планируется завершить работы в октябре и запустить комплекс в эксплуаацию. Это обеспечит содержание дорог и безопасность движения в карьере. 

 - У Расвумчоррского рудника вполне заслуженная репутация пионера по внедрению инвестпроектов. Как показала себя первая очередь новой системы транспортировки руды и в каков стадии строительство второй? 

- Первая очередь пущена больше трех лет назад. Сама идея заменить откатку на конвейерный транспорт очень хорошая и совершенно новая для наших подземных условий, хотя вообще конвейеры мы успешно применяем широко и на фабриках, и на Кировском руднике. К сожалению, организация, которая разрабатывала проект первой очереди дробильно-доставочного комплекса, выполнила его недостаточно компетентно, поэтому при эксплуатации возникли проблемы: частые остановки, порывы ленты, просыпи. Тогда силами специалистов рудника, подрядных организаций и главных специалистов ОАО «Апатит» была разработана специальная программа по доработке системы. Переделали практически все пересыпные узлы, дробилку и конвейер, разработали мероприятия по очищению лент, сбору просыпей, поставили датчики контроля разрыва ленты. В течение года мы эту программу реализовали. Сейчас конвейер работает нормально, думаю, и дальше будет работать. В следующем году мы приступим к строительству второй очереди на 425-м горизонте. 

- Она будет строиться уже с учетом опыта первой?  

- Чтобы избежать пройденных ошибок, мы учли опыт известных мировых компаний. Наши специалисты были в Финляндии на двух рудниках, смотрели, как там добиваются нулевой просыпи. Месяц назад был проведен тендер на закупку конвейерного  оборудования. Выиграла компания «Рема тип-топ», поставки запланированы на июнь следующего года. К этому времени мы пройдем камеры и можно будет приступить, к монтажным работам. В будущем такую же систему транспортировки планируем использовать и на 310-м горизонте. 

- Судя по планам, перспективы у Расвумчоррского рудника хорошие. 

- Предполагается, что производительность рудника будет стабильной на уровне 4,5 млн тонн руды в год в течение длительного времени. 6 ближайшие 3-4 года будем заниматься реконструкцией вентиляционных установок. Планируем сократить отставание по проходке, используя в том числе подрядные организации. Прецедент уже есть: в прошлом году силами подрядчиков. Проходили уклоны на Кировском и Расвумчоррском рудниках. Одновременно ведем горно-подготовительные работы, то есть рудно-сырьевой базой занимаемся вплотную, чтобы обеспечить гарантированную добычу.

- В плановых объемах 4,5 млн тонн руды в год учтен и вклад Центрального рудника?  

- Пока нет. Объединенный рудник - это уже очень серьезно, и добыча по году у него ожидается гораздо больше, до 7-8 млн тонн. А вот какой будет совместная отработка, это как раз решается. 

- Владимир Васильевич, и еще об одном пилотном проекте Расвумчорра - системе диспетчеризации и позиционирования. На какой стадии его реализация?  

- Сейчас идут работы по прокладке оптоволоконного кабеля, соединяющего подземные выработки диспетчерской рудника. Уже закуплено передающее и коммутационное оборудование. На самоходной технике будут монтироваться специальные блоки для сбора и передачи информации о работе машин. Диспетчеризация и позиционирование позволят нам в режиме online знать о местонахождении персонала, работе самоходных установок, предотвращать наезды и столкновения, а в случае нештатных ситуаций принимать правильные оперативные решения. Это фактически прорыв в горной отрасли и, прежде всего, в плане решения вопросов безопасности персонала.   Думаю, к концу года проект на Расвумчоррском руднике будет в основном завершен, а дальше планируем растиражировать его на Кировский рудник, тем самым завершив диспетчеризацию всего предприятия в комплексе.