Материал из вчерашнего "Хибинского Вестника":

В середине июля Ирина Смолина обратилась к одному из кировских офтальмологов: в экстренной помощи нуждался ее десятилетний сын. Чтобы медики его осмотрели, потребовалось вмешательство прокуратуры. Забегая вперед, скажу, что для врача, с которым это связано, ситуация может обернуться уголовным делом.  



Андрей гулял на улице с мальчишками. Случайно веткой травмировал глаз и в слезах помчался домой. Дело было вечером, в поликлинику не пойдешь, поэтому мама сразу позвонила в «Скорую». 

- Мне ответили, что ничем помочь не могут, потому что нужен осмотр офтальмолога, а его нет, -рассказывает Ирина Смолина, - порекомендовали приложить к глазу холод, а утром обратиться в детскую поликлинику. Ребенок почти всю ночь не спал, вскакивал с кровати и кричал от боли.
Наутро Ирина обзвонила все учреждения здравоохранения Кировска и Апатитов, но нужные специалисты находились в отпуске. Только во взрослых поликлиниках офтальмологи вели прием, но осмотреть ребенка не соглашались. В Апатитах, правда, предложили приехать к часу и договариваться с врачом. Андрею стало хуже, мама, схватив сына в охапку, помчалась в детскую поликлинику Кировска. Заведующая выписала направление во взрослую поликлинику с пометкой «осмотр по cito» (означает срочно). Но это не помешало врачу А. попытаться выставить пациента за дверь. 

— Я детей не принимаю, выйдите, — вспоминает Ирина слова специалиста, — идите куда хотите, иначе я сейчас вызову полицию. Она позвала заведующего клиническим отделением, тот пригласил нас в свой кабинет, чтобы мы не мешали вести прием. 

Заведующий попросил подождать в коридоре, но помощь ребенку так и не оказывали. Шло драгоценное время. Мать в отчаянии позвонила в прокуратуру, и только после этого дело сдвинулось с мертвой точки. Врач А. все-таки осмотрела ребенка, поставила диагноз и назначила лечение, не сделав при этом ни одной пометки в медицинской карте.

— Она меня предупредила, что назначенные лекарства — для взрослых, — продолжает Ирина, —и она не отвечает за то, как прореагирует на них ребенок. Это оказалась тетрациклиновая мазь и левомицитиновые капли (их моему ребенку назначали в возрасте 1 месяца) — обычные препараты без возрастных ограничений. Также А. сказала, что на прием надо показаться через три дня, но она принимать не будет. 

Через два дня Андрею стало совсем плохо: глаз почти не открывался и стал хуже видеть. Тут уже мама, не ожидая от местных специалистов не то что чудес, а даже профессионализма, за6рала медицинскую карту и повезла ребенка в Мурманск в платную клинику. Оказалось, что назначенное лечение было неправильным. На травмированной роговице образовался рубец. За прошедшие почти два месяца на приеме в Мурманске Андрей побывал уже трижды. Ему выписали очки. Возможно, теперь они будут ему необходимы всегда.

Мама Андрея обратилась с жалобой в администрацию Апатитско-Кировской центральной городской больницы. Пришел ответ, в котором говорится: «Вашему сыну не было отказано в оказании медицинской помощи», абсолютно упуская то, каких усилий это потребовало, сколько времени заняло и к каким последствиям привело. Также по сложившейся ситуации даются разъяснения, что 6 из семи работающих в АКЦГБ офтальмологов являются социальными льготниками, которым трудовым законодательством гарантирован отпуск в удобное для них время. Но разве могут от этого страдать дети двух городов? Не исключено, что если бы медицинская помощь Андрею была оказана своевременно и профессионально, то до назначения очков дело бы не дошло. 

На этом история не заканчивается. Ирина Смолина направила все необходимые документы эксперту, чтобы тот определил, имела ли место врачебная ошибка. Кроме того, Ирина составляет заявление в полицию о возбуждении уголовного дела в отношении врача А., отказавшейся своевременно оказать медицинскую помощь ее несовершеннолетнему ребенку. Она уверена, что свидетелей и доказательств для этого достаточно. 

- Я не хочу это оставлять безнаказанным, - говорит Ирина, - может быть, все-таки в больнице будет порядок и я спасу здоровье какому-нибудь другому ребенку, ведь не у каждой мамы есть возможность вот так сорваться в Мурманск, обращаться к платным специалистам. 

Свою жалобу на некачественное предоставление медицинских услуг Ирина Смолина отправила не только в больницу, но и в прокуратуру. Её рассматривала помощник прокурора Татьяна Семёнова. - Так как прокуратура не занимается непосредственно надзором за деятельностью учреждений здравоохранения, мы направили документы в Министерство здравоохранения и территориальный орган Росздравнадзора, - комментирует Татьяна Михайловна, -также запросили объяснения в Апатитско-Кировской центральной городской больнице. Из ответа Министерства здравоохранения следует, что нарушений в порядке оказания медицинской помощи не установлено. Что касается Росздравнадзора, то этот орган дал свои предписания, которые требуется выполнить до 26 сентября.

Выдержки из письма территориального органа Росздравнадзора по Мурманской области (предписание главному врачу): 

- Усилить внутренний контроль качества организации медицинской помощи в ГОБУЗ «Апатитско-Кировская центральная больница». 
- Разработать временный порядок оказания специализированной медицинской помощи на отпускной период. 
- Должностные инструкции сотрудников привести в соответствие с требованиями приказа Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
- Довести до врачей-офтальмологов информацию об отсутствии специальности «детский офтальмолог» и об их должностных обязанностях в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»».



Ситуация не такая однозначная как может показаться, хотя, конечно, оправдывать данного врача никто не собирается. Насколько нам известно, характер у человека, о котором идет речь, непростой, и на этой есть причины.  Есть также информация, что врач  не пыталась отказать человеку в получении медицинской помощи, а лишь требовала (хотя и весьма нервно) подождать своей очереди, так как в кабинете в это время находился другой пациент. При всем при этом, специалист она хороший, по мнению руководства больницы. А кончилось это тем, что уйдет, видимо,  на другую работу. И кому от этого лучше? 

А проблема-то из пальца высосана. Будь обе стороны чуть вежливее друг к другу, и не было бы всей этой истории.