Министерство труда Мурманской области рекомендовало ОАО «Апатит» переименовать профессию «водитель самосвала». Как теперь будут называться эти специалисты и что изменится в их работе? Разъясняет свежий выпуск газеты "Рабочее время". 

Сегодня работники, управляющие самосвалами, называются водителями,  и их режим труда устанавливается в соответствии с нормативными документами Министерства транспорта. В частности, есть ограничение по количеству времени, которое можно находиться за рулем. В конце прошлого года по решению трудовой инспекции для водителей самосвалов на «Апатите» был введен регламент перерывов в течение смены, то есть в соответствии с законодательством появилось время, в которое работники должны отдыхать. Несмотря на то что такое нововведение появилось в связи с обращением группы водителей, не все оказались этим довольны, ведь в результате сократилось количество рабочего времени и некоторые стали от этого терять в зарплате. 

Сейчас на Восточном и Центральном рудниках проводится специальная оценка условий труда. По проектам документов ожидаемый класс вредности для профессии «водитель самосвала» будет установлен 3.2., что позволяет увеличить рабочую неделю до сорокачасовой.

- Кроме того, аттестующая организация обратила наше внимание на то, что фактически карьерные самосвалы являются не автомобильной техникой, а самоходными машинами, - рассказывает Андрей Шепель, директор по персоналу и социальным вопросам. - То есть сегодняшнее наименование «водитель» не соответствует фактически выполняемым работам. 

Специалисты озадачились: как же все-таки должна называться данная профессия в соответствии с Единым квалификационным справочником исходя из выполняемых работ. С другой стороны, руководству предприятия было важно, чтобы при возможных изменениях люди не потеряли в своих льготах, таких как дополнительный отпуск, доплата за вредность и, самое главное, право на досрочную пенсию. 

Дирекцией по персоналу и социальным вопросам был направлен запрос в Министерство труда Мурманской области с просьбой дать разъяснения. Согласно полученному ответу, наиболее подходящая данным видам работ профессия с тем же спектром социальных льгот - машинист самоходной машины. Принято решение последовать рекомендациям и произвести переименование, тем самым исправив многолетнюю ошибку.

Вслед за этим изменится и режим труда: новая профессия не требует такого количества перерывов, устанавливаемых для водителей. В ОАО «Апатит» разрабатывается  приказ о внесении изменении в штатное расписание и в трудовые договоры работников, о чем они будут предупреждены за два месяца.

Сотрудники предприятия задают вопрос  через редакцию газеты: 

- Слышали, что в результате реализации программы повышения эффективности работы на карьерах будет уменьшаться количество задействованных самосвалов. А что с людьми?

- С самого начала реструктуризации на предприятии мы старались сохранить опытных специалистов, - отвечает директор по персоналу и социальным вопросам Андрей Шепель. -  Эта ситуация не исключение. Водители самосвалов – ценная специальность, и пока часть этих работников временно не будет задействована для выполнения производственной программы, мы предпримем все меры, чтобы коллектив сохранить. Персоналу будет предложено переобучиться на подземные профессии и перейти работать в подземку. Таким образом, с одной стороны, у предприятия появится еще одна группа универсальных специалистов, которых можно задействовать на разных участках, с другой стороны, эти люди станут более конкурентоспособными на рынке труда, получив дополнительную профессию.