В СМИ появилась информация о том, что в Балаковском районе  ведутся  дорожные работы с применением фосфогипса.  Это - вторичный продукт, который образуется в результате производства минудобрений. Поставщиком материала является ОАО "Апатит", балаковский филиал предприятия. 



Материал прибывает к месту укладки температурой 80˚С. Дорожная техника разравнивает слой фосфогипса до 60 см, после чего он утрамбовывается до 30 см. Сверху укладывается асфальтная крошка. Ее необходимость обусловлена обеспечением большей сцепки колеса с дорогой во влажную погоду.




Дороги из фосфогипса оправданы для поселений,  бюджеты которых лишком малы, чтобы даже щебнем отсыпать межпоселковые трассы.  Эта  технология позволяет быстро, качественно и, главное, недорого, проложить проезды к фермам и другим хозяйственным постройкам, и даже соединить соседствующие села.

- Опытным путем установлено, - рассказывает заместитель директора по транспорту Балаковского филиала ОАО «Апатит» Николай Кольдюшов, - что дороги из фосфогипса выдерживают не только легковые автомобили, но и грузовики и даже под гусеничными тракторами не прогнутся.

Открытым остается вопросо о том, насколько сильно такие дороги пылят. И несмотря на то, что еще в  1987 году «СоюздорНИИ» разработал методические рекомендации по применению этого материала для устройства дорожных одежд, реконструируемый сегодня с помощью балаковского фосфогипса участок дороги считается эксперементальным. По результатам мониторинга участка будет приниматься решение о дальнейшем использовании этого материала в ремонте областных дорог.



Протяженность участка составляет 1 км, на него будет использовано порядка 5 тысяч тонн фосфогипса. Цена одной тонны составляет всего 17 копеек. То есть, стоимость материала всего 850 рублей.  Это 1 км. Средняя стоимость асфальтовой дороги в РФ составляет 4 тыс.рублей за 1 погонный метр. Дорога на щебне - в два раза дешевле, 2000 р. Правда, в эту сумму входят все затраты, не только материалы.


 


По мнению специалистов комитета, выбранного участка дороги вполне достаточно для принятия решения о дальнейшем применении данного материала, поскольку до следующей весны за данным экспериментальным участком будет вестись тщательное наблюдение. 



Фосфогипс - достаточно болезненная тема для БМУ (а теперь и для "Апатита"), в одной только Саратовской области его отвалы превратились в настоящие горы. В марте этого года "Фосагро" встречалось с местными экологами, которые весьма активно протестуют против хранения фосфогипса в таком виде, считая его вредным для людей.

А саратовские учёные добавили свой «плюсик» в поддержку фосфогипса  - у них есть разработки, которые позволяют получать из фосфогипса дешевый и доступный материал, аналог асфальта. Он, по их словам, сделает трассы устойчивыми и неуязвимыми в течение десятков лет.