Именно эта картина явилась кульминацией творчества прославленного итальянца. «Венера Урбинская» Тициана известна даже человеку далекому от живописи, поскольку девушка – главная героиня картины - поистине прекрасна. Ее округлое тело, распущенные волосы, томная поза  волнует мужчин, независимо от времени, в котором те живут, и приводит в негодование женщин. Но кто она – эта чаровница? Над этим вопросом исследователи бьются без малого 500 лет.



«Венера Урбинская» была написана по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере. Существует теория, по которой герцог захотел запечатлеть на полотне свою юную невесту Гвидобальдо Джулия Варано. Но современники говорили о герцоге как о мужчине чрезвычайно ревнивом. Мог ли средневековый Отелло доверить Тициану – любителю женщин - рисовать обнаженную невесту? Причем, именно невесту, еще не жену?



Искусствоведы не могут найти ответа на этот вопрос. Единственным доказательством причастности герцога к данной картине является сохранившееся предписание, согласно которому в марте 1538 года Гвибальдо отправил курьера в Венецию, чтобы тот привез ему от Тициана два полотна. Курьер ждал картин два месяца, поскольку ему было сказано без полотен не возвращаться. Первой картиной был портрет герцога, а вторым…полотно под названием «Обнаженная женщина». И ни слова о невесте!

Помимо всего прочего существует мнение, что на знаменитом шедевре изображена возлюбленная самого художника, которую тот запечатлел еще минимум на трех своих работах. Но эта версия, впрочем как и следующая, не нашла широкого подтверждения. По другой теории героиней картины стала мать самого герцога Элеонора Гонзага. Вполне возможно, что художник намеренно омолодил женщину на несколько десятков лет, поскольку определенное сходство между портретом Элеоноры и другой картиной Тициана "Даная" есть. Что, тем не менее, является весьма слабым доказательством.



Но не только личность главной героини волнует исследователей. Что хотел сказать художник своей картиной, которая буквально пропитана сексуальной энергетикой? Что делает молодая обнаженная женщина в роскошном дворце? Кого она ждет? Мужа? Любовника? Существует несколько противоречивых точек зрения.

Согласно первой теории, «обнаженная» - Венера, олицетворяющая плотскую, земную любовь. Эта Венера Тициана безусловно ждет любовника. Ее взгляд бесстыдно направлен прямо на зрителя. Она как будто призывает его к себе, приглашает лечь вместе с ней на ложе.



Лоно Венеры является центром композиции картины, что, безусловно, лишь подчеркивает сексуальную подоплеку произведения. Несмотря на кажущееся бесстыдство, художник наполнил картину деталями, не позволяющими однозначно трактовать картину в пользу первой версии. По другой теории, женщина на полотне – жена, ждущая своего мужа на брачном ложе. Подтверждением является, как ни странно, сундук и собака.


Сундук – приданое девушки, а собачка символизирует верность и преданность союзу. Вполне возможно, что в своем полотне художник призывает хранить верность своим вторым половинкам и искать все возможные наслаждения внутри своей семьи, а не на стороне. Художник будто говорит нам, что эротика вполне может сочетаться с добродетелью.