При первом взгляде на это полотно зритель испытывает чувство умиротворения. Зимняя фламандская деревня, жители которой весело катаются на коньках, наслаждаясь чудесным морозным днем. На заднем плане – безграничные просторы, небольшие деревья, будто стыдливо выглядывают из-под сугробов. А где-то далеко-далеко виднеется город. Все изображение буквально пропитано беззаботностью, радостью, весельем. Жители деревни радуются, что наконец-то появилась возможность отдохнуть от повседневных забот и немного развеяться.



Тем не менее, не стоит забывать, что автором картины является поистине великий фламандский живописец Питер Брейгель Старший. Он известен не только как мастер миниатюр, талантливый пейзажист, но и как художник, любящий загадки, смыслы. Художник, который ни одну деталь на своей картине не изображает зря.


«Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» - яркий пример. Стоит сказать, что это полотно – одна из последних работ мастера. Кроме того, известно, по меньшей мере, 127 копий картины, что, безусловно, свидетельствует о ее огромной популярности. Но что в ней так привлекает? И какие скрытые смыслы зашифровал в своем полотне живописец? На сегодняшний день у исследователей существует несколько версий. Какую ловушку на самом деле имел в виду художник? И для кого она расставлена?

Первая версия полна загадок. Присмотревшись, можно увидеть пресловутую птичью ловушку чуть справа от центра. Она несколько поднята над землей, чтобы птицы смогли зайти внутрь. Но почему-то среди людей не видно птицелова. Где он?



Несомненно, ни один из веселых людей им не является, слишком уж они заняты своими делами. Прежде чем постараться ответить на эти вопросы, необходимо понять, где же находимся мы, зрители. Художник неспроста изобразил картинку несколько опущенной вниз так, чтобы зрители почувствовали себя стоящими на пригорке. Так может быть зритель и есть птицелов? Ведь неспроста Брейгеля называли «шутником». Художник любил в своих работах использовать иллюзии, оптические обманы.

Тем не менее, существует и другое мнение. Настоящая ловушка – вовсе не птичья. На самом деле истинной «дичью» является….человек. Брейгель любил изображать замороженные водоемы. Люди, которые находились на льде, падали, проваливались под воду. Поэтому и данная река – символ опасности, угрозы. Жители деревни, предаваясь блаженному безделью, обрекают себя на один из грехов – лень, загоняя в ловушку.



Кроме того, стоит обратить внимание на птиц. Некоторые из них парят в воздухе, но другие сидят на ветках деревьев. Изображенные художником птицы на первом плане не уступают по размерам и жителям деревни. Они даже находятся в одной плоскости.


Так что все-таки хотел сказать художник? Что каждый из нас является птицеловом, мы все расставляем ловушки, пытаясь заманить туда ту или иную птичку – деньги, любовь, власть. Или, наоборот, мы сами являемся жертвами этого мира, и человеческая жизнь хрупка, эфемерна, так же, впрочем, как и жизнь пернатых?