На вопросы корреспондента отвечает Галина Уткина, вице-президент, директор департамента управления банковскими продуктами «Ренессанс Кредит»:

- Как Вы считаете, с какого возраста стоит приучать детей самостоятельно распоряжаться деньгами?

  • На мой взгляд, тут все индивидуально. Разные дети с разной скоростью развиваются и познают мир. Полагаю, что родители сами поймут нужный момент. При этом практически все слышат фразу «купи мне эту игрушку». И, полагаю, уже на этом этапе можно приступать к простому финансовому ликбезу.

    - На Ваш взгляд, существуют ли эффективные способы научить детей грамотно тратить и копить деньги?

  • Учить ребенка финансовой дисциплине проще и правильнее на своем собственном примере. Если вы сами склонны к спонтанным покупкам, не планируете бюджет, часто занимаете деньги, то у ребенка могут сформироваться в будущем похожие привычки. Поэтому для начала имеет смысл разобраться со своей финансовой дисциплиной. Что касается формы обучения, то для совсем маленьких детей это, безусловно, должна быть игра, а вот школьники среднего и старшего возраста уже могут учиться на реальных деньгах.

    - Какое оптимальное количество «карманных» денег стоит выделять детям до 6 лет, от 7 – до 12 лет и подросткам?

  • Этот вопрос тоже строго индивидуальный, поскольку зависит от размера семейного бюджета.

    - Как Вы думаете, нужно ли родителям контролировать расходы ребёнка? Как это делать эффективно?

  • В первую очередь, важно, чтобы ребенок понял, что деньги – это мерило его собственных усилий и полезных для общества действий, что они не появляются из воздуха. В целом же сама идея финансовой самостоятельности подразумевает минимальный контроль со стороны родителей. Вместе с тем нужно общаться с ребенком, обсуждая, что у него получается в плане управления своими деньгами, а что нет, и помогать ему находить решения, как исправить ситуацию. Например, можно провести эксперимент, когда ребенок сам запланирует на предстоящую неделю свои расходы: как обязательные, например, школьные завтраки, так и необязательные, связанные с развлечениями. Конечно, результаты подобных упражнений могут быть отрицательными, но тут важно довести их до конца, чтобы ребенок осознал ответственность за свои расходы, а не получал бы каждый раз дополнительный бюджет, потратив все до нуля в первый же день.