«Многие люди склонны преувеличивать отношение к себе других – почему-то им кажется, что они у каждого вызывают сложную гамму симпатий и антипатий.»


Ф.С. Фицджеральд «Ночь нежна». Очень модная вещь в мое студенчество.


Каждый человек, решивший отреагировать на действия СМИ, хочет он или не хочет, подвергается действию пропаганды и находится под её влиянием. Когда пропагандист (не хочу пользоваться модными пиарщик и т.д., они не так ёмко отражают суть) работает с текстом или видео, он всегда просчитывает и положительную и отрицательную реакцию публики. Великие пропагандисты, например режиссер Лени Рифеншталь, делают реакцию публики яркой неосознанной и мгновенной, у нас таких нет. Поэтому не стоит ругать друг друга «жертвами пропаганды», что часто происходит в обсуждениях. Каждая новость должна «отстояться», а человек подумать и осознанно сказать «за» или «против», тогда «логорой» (по аналогии с геморроем), как мне думается, перерастет в цивилизованную дискуссию.


Когда я написал свою маленькую «антиутопию» я искренне хотел получить в ответ, что называется «в пику», как максимум позитивное видение будущего, как минимум аргументированное отторжение. Я действительно очень благодарен «Никифору», «Ник К», «Saamy», «Никите», «Наблюдателю» и Юрию Каверину, поскольку прозвучали интересные замечания и люди дали фактический материал. Но вот, что интересно, что видения, развития города в этом материале нет. То есть, есть конечно, «ну очень перспективные», но не работающие программы развития, а где простые, понятные обывателю «картинки будущего»? Мне, например, ничего не говорят, и главное ни к чему не зовут, призывы увеличить благосостояние граждан, скорее появляется вопрос, а каких, собственно, граждан, и чье, собственно, благосостояние, и как будут «закреплять население», кандалами, пропиской или паспорт отнимут? Как-то читал о начале и идеологической накачке «японского чуда», так формирование японской мечты началось с того (это 1961-1964 годы), что каждая семья должна иметь дома хотя бы одну кровать на ножках, традиционно люди спали на полу на татами, затем мечта трансформировалась в мопед, затем в телевизор и .т.д. Или американская мечта – свой дом с небольшим участком, семья с тремя – четырьмя детьми, свой маленький бизнес, две машины. Все до предела просто, понятно, жизненно, а не казенно, и, главное - зрительно представимо, что немаловажно для воплощения. За такой мечтой люди идут, а над увеличением благосостояния смеются, поскольку знают, чьё именно благосостояние им предстоит увеличивать.


Совершенно замечательный, но провокационный вопрос задал Юрий Каверин, из цикла, а если попробовать создать утопию вместо антиутопии. Вне всякого сомнения, утопии полезней для здоровья, чем антиутопии, просто морально легче и оптимистичней. Однако, я хотел бы аргументировать депрессивный тренд в развитии города следующими вещами:


1. Депрессивный тренд развития демографической ситуации в городе и в стране в целом.


2. Депрессивный тренд развития малого бизнеса в городе и в области в целом (конкретно в городе снижение общего числа СМП справка КислицинойЕ.В. нач. городского комитета экономики на координационном совете ).


3. Общий депрессивный настрой населения, косвенные способы определения, по мотивационному контент-анализу местной прессы, выступлений региональных лидеров.


4. Теоретическая база: Д. Маклеланд «Мотивационные тенденции в обществе», Э. Фромм «Анатомия человеческой деструктивности».


Кстати Маклеланда могу переслать, у меня есть в электронном виде и хорошем переводе, а работы Фромма найдете во многих электронных библиотеках.


5. Есть еще одна вещь, которая говорит об ограниченности наших вариантов развития. Споры о кривых и прямых выборах выявили, по крайней мере для меня, одну странную черту нашего городского сообщества – подавляющее большинство спорящих как «за» так и против» сужали свое видение проблемы в худшем случае как противостояние «Гиляров – Антропов», либо в лучшем случае как противостояние «ЕР - Коммунисты», была правда самая странная пара антагонистов «Коммунисты – объединение». Что касается стойкой ассоциации Антропов= коммунисты, здесь все в норме, поскольку Антропов никогда не стеснялся своих взглядов, более того всегда их подчеркивал. А вот стойкая ассоциация ЕР = объединение вещь крайне интересная. Поскольку политическая партия в мозгах у населения мертво спаялась с бизнес структурой, а вот с конкретной личностью эта пара ассоциируется слабо, поскольку объединение – это в большей степени Никитин, Гурьев, а уже потом Гиляров. То есть получается, что правы пропагандисты от объединения, при таком соотношении стойких ассоциаций в прямых выборах при отсутствии других кандидатов пальма первенства достанется Антропову. Непонятно другое, а почему люди вообще не желают думать, искусственно сужают круг своих возможностей до бинарного выбора? Да и вообще добровольная замена одной из политических свобод на более чем сомнительную «коммунальную стабильность», а главное легко достижимую другими неполитическими шагами, штука чрезвычайно странная. Важно другое, то - что это еще один признак деструктивного тренда для городского сообщества.



И еще забавный факт, при «диагнозе» для антиутопии как бред «в целом», никто не попытался оспорить пункты со второго по пятый. Странно, но почему –то они не вызывают никакого отторжения. А ведь остальные пункты – это следствия с алгоритмом самого негативного выбора из возможных. Вот такая вот блин оратория….


А вообще один действительно мощный профи, создавший одну из лучших пропагандистских машин в мире с 30 годов по настоящий в речи на сборе молодежи Германии произнес:



«Критик должен быть готов и способен в любой момент и по первому требованию занять место критикуемого им и выполнять его дело продуктивно и компетентно; в противном случае критика превращается в наглую самодовлеющую силу и становится тормозом на пути культурного прогресса.»
Йозеф Геббельс. О съезде есть упоминания в фильме «Триумф воли» Лени Рифеншталь