Сегодня, 18 мая ушёл из жизни культовый (по крайней мере, для меня) режиссёр. Создатель фильмов "Брат", "Брат-2", "Война" и других, не остававшихся незамеченными,часто вызывавшими горячие споры.
 
Возможно, для Опентауна новость неактуальная, честно говоря, думала, что хоть кто-нибудь сделает пост на эту тему... Ладно, пусть даже в УГ уйдёт, не важно. Для меня это большая потеря, ещё об одном талантливом и неординарном человеке придётся говорить в прошедшем времени. Больше не будет его новых работ. Он умер, работая над сценарием фильма, который собирался делать совместно с Эмилем Кустурицей. 

Теперь копипаста: 

Творческий путь Алексея Балабанова в большом кинематографе начался в 1991 году, когда он снял свой первый полнометражный фильм «Счастливые дни» — вольная экранизация прозы Самюэля Беккета. 

В 1994 году Алексей Балабанов снял вторую полнометражную картину. И снова по мотивам классического произведения. На этот раз был экранизирован роман Франца Кафки «Замок». За этот фильм режиссер был удостоен премии «Ника». В том же году Алексей Балабанов дебютировал и в качестве продюсера — фильмом «Исповедь незнакомцу».

В 1995 году вместе с Дмитрием Месхиевым, Александром Кайдановским и Владимиром Хотиненко Балабанов принял участие в создании киноальманаха «Прибытие поезда», посвященного 100-летию кинематографа. Режиссер снял новеллу«Трофимъ», удостоенную нескольких кинематографических наград.

Однако настоящим прорывом стала снятая в 1997 году криминальная лента «Брат», главную роль в которой сыграл Сергей Бодров, а музыку написал Вячеслав Бутусов. Фильм мгновенно был разобран на цитаты, стал культовым и самым знаковым фильмом 90-х. Кроме того, картина «Брат», снятая, кстати, с очень скромным бюджетом, собрала самую большую кассу в 1997 году.



После шумного успеха Алексей Балабанов совершил довольно неожиданный поворот, сняв в 1998 году арт-хаусную картину «Про уродов и людей», весьма провокационную и необычную: о первых создателях порнографии в дореволюционной России. Этот фильм, как неоднократно упоминал в своих интервью сам Алексей Балабанов, единственный, к которому лично у него нет претензий.

Следующей картиной Алексея Балабанова, снятой им в 2000 году, стала лента«Брат-2». «Брат-2» - фильм яркий и шумный, с запоминающейся музыкальной дорожкой. Для саундтрека были подобраны песни преимущественно не очень известных на тот момент рок-исполнителей, которые после премьеры фильма стали узнаваемы и любимы. Фильм вызвал бурную, неоднозначную реакцию в прессе и безусловное приятие массовой аудитории.



В 2001 году Алексей Балабанов снова удивил киноаудиторию, начав работать над проектом фильма «Река» («На краю земли») — о жизни в якутской деревне для прокаженных в начале XX века. Однако после автомобильной аварии, в которой погибла исполнительница главной роли актриса Якутского Национального театра Туйаара Свинобоева, проект был остановлен. Спустя год режиссер все же смонтировал отснятый материал с закадровым комментарием недостающих сцен.



В марте 2002 года Алексей Балабанов выпустил на экраны фильм «Война» —драматический боевик о чеченской войне, в котором были заняты Сергей Бодров, Ингеборга Дапкунайте, английский актер Иен Келли, а в главной роли дебютировал на большом экране молодой актер Алексей Чадов. Премьера фильма состоялась в марте2002 года. А в июне фильм получил главный приз фестиваля «Кинотавр» — «Золотую розу».



Новым проектом Балабанова в 2003 - 2004 годах должна была стать криминальная мелодрама «Американец». Однако после того, как были отсняты отдельные эпизоды фильма в Нью-Йорке, Норильске и Иркутске, съемки были остановлены из-за серьезных проблем с исполнителем главной роли — американским актером Майклом Бином. В результате этот проект так и не был закончен.

В июне 2005 года Балабанов снял «беспредельную комедию» «Жмурки». На этот раз режиссер собрал очень звездный состав: Никита Михалков, Дмитрий Дюжев,Алексей Панин, Виктор Сухоруков, Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Алексей Серебряков, Андрей Панин, Дмитрий Певцов, Григорий Сиятвинда, Юрий Степанов, Александр Баширов, Татьяна Догилева и другие.


Весной 2006 года Алексей Балабанов закончил работу над картиной «Мне не больно» Впервые режиссер попробовал себя в жанре мелодрамы. Рената Литвинова, Александр Яценко, Никита Михалков и Дмитрий Дюжев разыграли пронзительную историю о любви и смерти и заставили прослезиться даже некоторую часть мужской аудитории.



В 2007 году Алексей Балабанов снимает, пожалуй, свою самую скандальную и пронзительную картину — «Груз 200». Фильм о 1984 годе, беспросветности советской действительности и оборотне в погонах. Впрочем, сам режиссер заявил,что «Груз 200» — фильм о любви. Зрители и киносообщество раскололись пополам: половина яростно клеймила режиссера обвиняя в искажении и очернении советского прошлого, другие признавали «Груз 200» самым достойным отечественным фильмом последнего времени. Наиболее наглядно представлено столкновение этих точек зрения в программе «Закрытый показ».

В конце 2008 года режиссер представил картину «Морфий», снятую по мотивам рассказов Михаила Булгакова. Сценарий картины был когда-то написан Сергеем Бодровым. Главную роль в фильме сыграл молодой актер Леонид Бичевин, уже снимавшийся у Балабанова в «Грузе 200». Реакция отечественной кинопрессы на картину была привычно неоднозначной.


В октябре 2010 года вышла картина «Кочегар» — камерная, снятая в трех интерьерах история про контуженного майора в отставке, вернувшегося с войны в Афганистане в стремительно меняющуюся страну. Эту автобиографичную, по мнению многих критиков, картину режиссер снял без привлечения профессиональных киноактеров. Исключением является только исполнитель главной роли Михаил Скрябин, актер Якутского театра, не раз снимавшийся в фильмах Алексея Балабанова





Его последний фильм «Я тоже хочу» был показан на 69-м Венецианском кинофестивале в секции «Горизонты».