Жизнь в России идёт параллельными потоками: в блогах и на телеканалах обсуждают годовщину трагедии на «Булгарии», а турфирмы активно рекламируют круизы по Волге. Официальные комментаторы от лица власти соболезнуют и клянутся в том, что «никогда больше!», а система проверки теплоходов и система спасения на воде как была в первобытном состоянии, так и осталась. И останется, надо думать, до следующей «Булгарии». А вас спасут, когда вы будете тонуть?

Развитие круизного бизнеса, конечно, дело хорошее. Но спрос на круизы достаточно велик, а значит – велика и жадность тех, кто хотел бы заработать в этой сфере. Три дня по Волге в двухместной каюте среднего пошиба обойдётся туристу минимум в десять тысяч рублей. «Пейзажи, сервис, экскурсии!» – захлёбывается реклама. Но нигде – ни слова о том, как вас будут спасать, если очередной гнилой кораблишко пойдёт ко дну.

Турфирмы понять легко. Они хотят заработать. Вот и продают путёвки на любое корыто, которое способно держаться на воде (по крайней мере, на момент отплытия). Но власти-то должны контролировать сферу туризма? Должны обеспечивать надёжную проверку посудин, набитых беспечными туристами?

Все мы знаем, как и что контролируют наши власти. Поток денег в свой карман они контролируют, и больше ничего. Первый вопрос, который задаёт себе начинающий бизнесмен – не сколько будет стоить оборудование для хот-догов и не как организовать технологию производства пельменей, чтобы не потравить потребителя. Первый вопрос – сколько придётся заплатить санэпидстанции, ментам и пожарным. Это – первоочередная статья расходов отечественного бизнеса…

Стоит ли говорить, что в туристическом бизнесе всё то же самое? Иначе как объяснить, что по Волге плавают древние корыта с командами, набранными из всякого сброда? Сброда! Как иначе назвать команду, которая, вместо того, чтобы спасать пассажиров, бежит, как крысы с корабля? Как назвать «профессионалов», которые оккупируют плот и отталкивают от него женщин с детьми?

Как вы думаете, на скольких туристических теплоходах регулярно проводятся учения на тему «Спасение пассажиров» при пожаре, затоплении судна и т. д.? На скольких судах продумана система эвакуации, а не оставлена на извечное русское «авось»?

Скажите, какой баран додумался расположить детскую комнату на «Булгарии» в глубине судна, без шансов на эвакуацию? И почему проверяющие чиновники не подумали о том, что может случиться?

Конечно, есть высококлассные суда с командой отличных профессионалов. Не будем стричь всех под одну гребёнку. Но и «Булгарий» плавает по Волге и прочим рекам страны – немалое количество. И, покупая билет по средней цене, вы никак не можете быть застрахованы от катастрофы и, что самое худшее – от того, что вас бросят на произвол судьбы.

В России нет адекватной системы спасения на водах. К «Булгарии» не вылетели вертолёты, не помчались спасательные катера. Гнилой корабль с непродуманным расположением детской комнаты, с отсутствием внятного эвакуационного плана, с непрофессиональной командой был допущен чиновниками к эксплуатации – и брошен на волю стихии.

И гарантий, что такое не повторится – нет.

Поэтому, покупая путёвку на «живописный круиз по могучей Волге», помните: спасение утопающих – в руках самих утопающих. Больше о вас никто не позаботится. Ни команда, ни спасатели.

Эти услуги в стоимость путёвки не входят и налогами не обеспечиваются.